В связи с обновлением сайта некоторые разделы могут быть недоступны или некорректны Приносим свои извинения
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

+
О заповеднике Деятельность заповедника Научный отдел Статьи

На борту «Абрека»

"...бравый клипер «Абрек» под командою капитана 2 ранга Пилкина был самым лихим судном самого лихого периода нашей Тихоокеанской эскадры»

вице-адмирал Степан Осипович Макаров


Всем известно, что ни одно название какой бы то ни было географической точки не возникает из ниоткуда. Называют обычно в честь кого-то или чего-то. Например, в честь известных ученых (хребет Черского), императорских фамилий (вершина Роман-Кош в Крыму), событий (пик Победы) и государственных деятелей (пик Ленина) и пр., называют даже в честь какого-нибудь общественного и политического строя (пик Коммунизма), либо в честь тех транспортных средств, благодаря которым было совершено то или иное открытие или военный подвиг. Так и с названием одной из известнейших вершин Сихотэ-Алинского заповедника – горой Абрек. Все ее знают, многие бывали если не на ней самой, то в окрестностях. О происхождении названия я слышал версию, что оно связано с названием какого-то корабля. Что это был за корабль, и с каким периодом истории это связано я толком не знал. Но подробно изучив необходимые (доступные) источники, мне повезло найти нужную информацию и восстановить цепь событий, благодаря которым появился корабль с названием «Абрек» – т.е. как говорил подполковник Гоцман – восстановил связь с момента зачатия.

Действительно был такой корабль и, надо сказать, связан он был с периодом эпохальных событий и с великими именами России середины XIX века. Итак, по порядку.

Только отгремела Крымская война (1853-1856), в которой Россия потерпела поражение. Были выявлены слабые стороны в политической, экономической и военной организации государства. Россия по ряду причин, можно сказать, отстала в техническом отношении от стран западной Европы лет на десять, а то и больше. Необходимо было кардинальное техническое переоснащение флота, а также социальные преобразования, которые коренным образом изменили условия службы на флоте офицеров и матросов. Следует заметить, что сама Крымская война не ограничивалась районами Черного и Азовского морей. Неприятельские флоты, в составе которых было достаточно много современных паровых кораблей действовали на Балтике, у русских Тихоокеанских берегов, в Белом море. России необходимо было выйти в Мировой океан, чтобы представлять свои интересы в любых уголках земного шара. Кроме того, в 1855 в связи со смертью императора Николая I на престол вступил его сын – Александр II, который назначил министром морского ведомства своего младшего брата – великого князя, генерал-адмирала Константина Николаевича. Собственно, на него и легла ответственность за проведение военно-морских реформ. И дело пошло!

В 1855 года была запущена программа постройки серии крупных кораблей, изначально спроектированных как винтовые. Планировалось построить корабли разных классов, среди которых были заложены и винтовые клиперы. Забегая в перед, скажу, что клиперы, как и другие военные суда, строились сериями, каждая из последующих несла какие-то технические усовершенствования, не принятые (или не учтенные) в предыдущих. Что такое клипер вообще? Изначально это парусное судно с развитым парусным вооружением, имеет острые обводы корпуса, обеспечивающие высокую скорость. Высокая скорость также достигалась за счёт увеличенного отношения длины к ширине корпуса: в среднем не менее чем 6:1. Первые клиперы появились в Америке в начале XIX века. Использовались как скоростные транспортные суда. В дальнейшем получили развитие, пик которого приходится на 50-е годы, когда появились так называемые «чайные клиперы» – сверх-быстроходные парусники, доставлявшие груз чая из Китая в Европу за сверх короткое для парусников время – 90-100 дней. Это, на минуточку, через три океана, вокруг Африки! Позже появились более современные парусно-винтовые клиперы, снабженные паровым двигателем.

Что же представляли собой парусно-винтовой клипер Российского императорского флота первой серии типа «Разбойник» образца 1855 года? («Разбойник» был первый в серии, остальные – «Джигит», «Пластун» такого же типа – прим. автора):

Водоизмещение – 615 тонн, длинна – 47,5 метров, ширина – 8,5 метров, осадка – 3,6 метров. Конструкция корпуса: однопалубные, низкобортные. При строительстве использовались лучшие породы древесины (в основном лиственница), в наборе использовались также металлические детали. Подводная часть обшивалась медными листами.

Три мачты с полным парусным вооружением, паровая машина 2-х («Джигит») или 3-х («Пластун») котельная, суммарной мощностью около 300 лошадиных сил. Запас угля: на клиперах типа «Пластун» – 57 тонн, на «Джигите» – 95, соответственно. Благодаря такому сочетанию двигателей – корабли обладали большой автономностью – могли месяцами не заходить в порты.

Дальность хода: для «Джигита» при скорости 10 узлов в час (один узел в час равен одной морской миле, пройденной за час – прим. автора.) – 700 миль (морская миля – чуть более 1,8 км – прим. автора), для «Пластуна» при скорости 9 узлов – 1730 миль.

Скорость хода в среднем: под парами – 8 узлов, под парусами – 12, иногда до 14.

Вооружение: 1 – 60 фунтовое орудие на поворотной платформе для возможности стрельбы на оба борта (196 мм ядра, масса орудия от 3,5 до 5 тонн в зависимости от длинны ствола – прим. автора), 2 – 24 фунтовых орудия (1 артиллерийский фунт в России – около 490 грамм – прим. автора).

Экипаж: 9 офицеров, 92 матроса.

Примерная стоимость корабля на тот период – около 200 тысяч рублей золотом, без паровой машины (машина стоила порядка 150 тысяч рублей!).

По меркам тех лет – не очень то и большой кораблик. Для сравнения – винтовой фрегат «Светлана» примерно тех же годов постройки имел водоизмещение 3188 тонн, длинна около 80 метров, экипаж – 24 офицера и 414 матросов.

Обобщая вышесказанное следует отметить, что Российский императорский флот получил небольшие, мореходные корабли, с достаточно мощным вооружением для своего класса, с универсальным движетелем, способные совершать дальние морские переходы. С появлением таких кораблей Россия получила эффективное оружие – крейсерские эскадры – для противодействия агрессии западных стран, главным образом Британии.

Клиперы первой серии были заложены и построены в России, на верфях Архангельска и Санкт-Петербурга. Так, «Джигит» – заложен на верфи в Архангельске 5 января 1856 года, 1 июня 1856 – спущен на воду, 29 июля – отправлен в Кронштадт. И дальше, как говорится «с корабля на бал». Боевая служба не заставила себя ждать.

19 сентября 1857 года эскадра (первый Амурский отряд) в составе которой находились: клиперы «Пластун», «Джигит», «Стрелок, корветы «Воевода», «Новик», «Боярин», а также судно обеспечения «Николай I» – вышла из Кронштадта и отправилась на Дальний Восток. Командовал эскадрой капитан первого ранга Д.Н. Кузнецов. Переход через три океана к месту службы тогда занимал почти год. И первые боевые испытания для новых кораблей были более чем ответственные и серьезные.

1856-1860 года – период так называемой второй «Опиумной войны» – между Великобританией и Францией с одной стороны и Китаем с другой (империя Цин). Цель западных держав – расширить зону торговли на территории Китая (если более детально – получить право неограниченной торговли на всей территории, допустить своих постоянных послов в Пекин, получить официальное право торговать опиумом. Не слабо!). В связи с обострением международной обстановки в начале января 1860 года в Особом комитете под председательством Александра II было принято решении о сборе эскадры (третий Амурский отряд, численностью до 18 вымпелов (кораблей, прим. автора) в китайских водах под командованием капитана первого ранга Ивана Федоровича Лихачева. Дальше события набирают обороты. Лихачев, приняв командование, получает информацию о том, что Великобритания готовит высадку десанта в заливе Посьета, с последующей оккупацией этого района. Лихачев, не дожидаясь подхода основных сил из Комсомольска-на-Амуре, принимает решение (11 апреля 1860 года) занять залив Посьет и выставить военный пост. В распоряжении капитана – только клипер «Джигит» и транспортное судно «Японец». Залив Посьет формально принадлежал Китаю. Однако фактически эти земли были ничейные. К 13 апреля в Печилийском (Бохайском) заливе была собрана вся эскадра. Интересный факт, что на корвете «Калевала» в тот момент служил (кадет) будущий известный российский писатель Константин Михайлович Станюкович.

Таким образом, Россия оказала военную помощь Китаю, планы Британии были сорваны, а по результатам Пекинских договоров (октябрь 1860 г.) была определена территория между Китаем и Россией по рекам Амур и Уссури, все побережье Приморья до Кореи стало российским. Здесь нельзя не упомянуть фамилию российского государственного деятеля, без которого эта «партия» не была бы так удачно сыграна для самой России. Это Николай Павлович Игнатьев – генерал-полковник, русский посланник в Пекине в 1859-1860 гг. Известно, что инициатива обычно наказуема, но Морское ведомство по достоинству оценило заслуги каперанга Лихачева (сокращение от капитана первого ранга, принятое во флоте – прим. автора). Герой был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени и получил звание контр адмирала (соответствует генерал-майору в сухопутных войсках – прим. автора). На тот момент ему было 35 лет.

В дальнейшем «Джигит», а также корвет «Боярин» и «Воевода» в конце января 1861 года отправлены обратно в Кронштадт. Прибыли в середине августа того же года. После 1866 года «Джигит» выведен из состава флота и превращен в плавучую мишень для учебных стрельб военного флота.

Дальнейшая судьба клипера «Пластун» – к сожалению короткая и довольно трагическая. Экипаж «Пластуна» не участвовал в событиях в Печилийском заливе. Основная работа, кроме пограничного дежурства, сводилась к описанию побережья от залива Посьета до залива Де-Кастри, а также гидрографическим исследования у берегов Японии и в заливе Петра Великого. В августе 1859 года «Пластун» отправлен на Балтику. В августе 1860 не дойдя немного до Кронштадта у острова Готланд на клипере произошел мощный взрыв унесший жизни почти двух третей команды корабля. Погиб и сам корабль. Взрыв произошел (по непонятным причинам) в крюйт-камере (отсек, где хранились пороховые заряды к орудиям – прим. автора). В честь клипера названы две бухты – в заливе Рында, и в заливе Чихачева.


А что же «Абрек», о котором пока не было ни слова сказано? Этот корабль покрыт славой не меньше, чем его «старшие собратья». «Абрек» – клипер уже 2-й серии парусно-винтовых клиперов (1859-1860), которые строились за границей. Из этой же серии были клипера «Гайдамак» и «Всадник». Заложен «Абрек» на Бьернеборгской верфи в Финляндии 22 июля 1859 года. Строился из дуба, водоизмещение имел 1069 тонн, вооружен был 5 орудиями. Паровая машина заказывалась в Англии. Спущен на воду – 26 мая 1860 года, в строй вступил в 1861 году.


Как и его предшественники отправлен на боевое дежурство. В 1861 году под командованием капитан-лейтенанта Константина Павловича Пилкина прошел вокруг мыса Доброй Надежды в направлении на Дальний Восток. Посетил при этом Сингапур, Гонконг, Шанхай. При этом сам Константин Павлович командовал клипером с 1960 по 1865 год.

В 1862 году бросил якорь в заливе Посьета (в то время – Новгородская гавань). В течение следующих лет ходил в составе Сибирской флотилии и Тихоокеанской эскадры, базировался во Владивостоке.

1862-1863 под флагом командующего эскадрой контр-адмирала Андрея Александровича Попова ходил из залива Ольги в Петропавловск-Камчатский, оттуда в Сан-Франциско.


На этом моменте стоит остановиться по подробнее, так как присутствие русских кораблей у берегов Америки было не случайным.

Обе русские эскадры под командованием Попова и Лесовского прибыли в США в самый разгар гражданской войны Севера и Юга (1861 – 1865). Корабли  Лесовского (6 вымпелов) стояли на рейде Нью-Йорка. Отряд Попова: 4 корвета «Богатырь», «Калевала», «Рында», «Новик» и 2 клипера «Абрек» и «Гайдамак» бросил якорь у берегов Америки 1 октября 1863 года. В связи с очередным обострением отношений между Россией и Англией, основная задача российского правительства состояла в том, чтобы вынудить западные державы отказаться от вмешательства во внутренние дела и России и США. Для этого и предполагалось направить военно-морской флот России для демонстрации силы в самое чувствительное место политики Англии – против ее морской торговли. Теперь в случае войны с Россией на их торговых коммуникациях появилась дюжина русских паровых кораблей, способных решать любые задачи. И у северных штатов появился союзник! Газеты тогда писали о братстве двух народов, моряков радостно встречали в портах и на улицах Нью-Йорка, Бостона, Сан-Франциско, власти устраивали приемы и балы. К слову сказать, в Сан-Франциско военные корабли Попова оказались единственными защитниками горожан в случае нападения войск южан, так как у северян своего флота на Тихом океане не было. Адмиралу Попову строго предписывалось придерживаться нейтралитета в гражданской войне и не вступать в бой с кораблями южан. Однако в случае угрозы жизни мирного населения городов разрешалось применять всю мощь орудий русской эскадры. Но этого не потребовалось. Тем не менее, русские моряки оказали огромную помощь при тушении мощного пожара охватившего Сан-Франциско в октябре 1863 года. Кроме того 10 февраля 1864 года экипажи русских кораблей участвовали в праздновании дня рождения президента США Джорджа Вашингтона, в честь которого корабельная артиллерия дала салют в 21 залп. Американцы не «остались в долгу» и в свою очередь во время празднования восшествия на престол императора Александра II 19 февраля 1864 года салютовали из пушек крепости Алькатрас 21 залпом. Всего русские эскадры пробыли в Америке более девяти месяцев. За это время в ходе гражданской войны произошли важные события изменившие ситуацию на море. После битвы при Гетисберге летом 1863 года инициатива окончательно перешла к войскам федерального правительства (северянам). В начале мая 1864 года началось наступление генерала Гранта и знаменитый «поход к морю» генерала Шермана. Поражение конфедерации стало неизбежным. И первого августа эскадра Попова взяла курс обратно к берегам России. При выходе из Золотых ворот на всех русских кораблях был поднят американский флаг и произведен салют из 23 выстрелов. Необходимым отметить и еще один интересный факт – одним из участников этого знаменательного похода был Степан Осипович Макаров – тогда гардемарин на флагманском корвете «Богатырь», а в будущем знаменитейший русский флотоводец и ученый.

В 1870 году «Абрек» прошел капитальный ремонт паровой машины (замена котлов) в Кронштадте. Было заменено также и первоначальное вооружение – гладкоствольные орудия заменили на три 152-мм и четыре 4-х фунтовые нарезные орудия.

В 1871-1872 годах под командованием вице-адмирала К.Н. Посьета отряд кораблей в составе винтового фрегата «Светлана», корвета «Богатырь» и клипера «Абрек» совершил переход из Кронштадта на Дальний Восток по маршруту Пилкина. В отчете по Морскому ведомству было отмечено: «Оба клипера (и «Абрек» и «Всадник» – прим. автора) обнаружили во время дальних плаваний такие прекрасные мореходные качества, что тип их даже принят в настоящее время за образец при постройке нынешних клиперов».

В 70-х годах «Абрек» ходил в дальневосточных морях с различными служебными поручениями. В одном из таких плаваний в 1874 году экипаж судна обеспечивал работу топографической экспедиции Иркутского отдела генерального штаба. Возглавлял эту экспедицию полковник русской армии, начальник военно-топографического отдела Восточно-Сибирского военного округа – Логгин Александрович Большев. Именно в эту экспедицию одна из сопок на побережье и получила название – Абрек, в честь того самого клипера.

В 1876 году на борту клипера лейтенантом Э.В. Майделем проводились гидрологические и магнитные исследования в Японском и Охотском морях, и в заливе Лаперуза.

В 1877 году клипер участвовал в походе отряда тихоокеанской эскадры в Сан-Франциско под командованием капитана второго ранга В.М. Лаврова. Так же под его командованием клипер три года использовался в гидрографических целях в заливе Петра Великого.

В 1886 году на клипере держал свой флаг контр-адмирал А.В. Фельдгаузен.

В сентябре 1888 года клипер был разоружен и сдан на хранение во Владивостокский порт, а 3 мая 1892 г. исключен из списков судов Сибирской флотилии и обращен в блокшив (разоруженное и разоснащенное судно, поставленное в гавани на стоянку и используемое как лазарет, склад, тюрьма и т.д. – прим. автора). С осени 1905 г. клипер использовался как судно-отопитель дивизиона подводных лодок. 2 сентября 1906 г. продан на слом.

Вот таков славный путь клипера «Абрек». Более тридцати лет в строю – для парусных судов, даже оснащенных паровым двигателем срок солидный. Более тридцати лет безупречной службы, за время которой многое было сделано во славу отечества и для благополучия будущих потомков. И сейчас более 30 географических пунктов на карте побережья Приморья, названных в честь членов экипажей легендарных клиперов – вечное напоминание нынешнему поколению о людях и подвигах минувших лет. Так что всякий раз, читая название на карте, мы должны помнить, что это больше чем просто название!

Максим Сергеев, научный сотрудник Сихотэ-Алинского государственного заповедника.

Использованные источники:

Funeral-spb.narod.ru

Dalnegorsk.ru

Istoriirossii.ru

Vladcity.com

Keu-ocr.narod.ru

Nashflot.ru

Old.pgpb.ru/terra/terney/

Royallib.com: «Российские клиперы – оружие возмездия» – А.Б. Широкорад, в книге: «Чудо-оружие Российской империи».

Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

Подменю