В связи с обновлением сайта некоторые разделы могут быть недоступны или некорректны Приносим свои извинения
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

+
Методические материалы

22 апреля – Всемирный день Земли

По материалам архива заповедника

 

Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля – наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом –

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь,

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

 

История Дня Земли

 

Iвариант: В этот день многие люди, которым небезразлична судьба нашего общего дома, стараются сделать что-нибудь доброе, полезное для Земли: посадить дерево, убрать мусор, сделать скворечник.

Рождение традиции восходит к 1840-м годам, когда основатель движения в США Дж. Стерлинг Мортон переехал со своей семьей на территорию штата Небраска. В Небраске их взору открылись бескрайние прерии с одинокими деревьями, которые должны были пойти на дрова или строительство домов. Негде было укрыться от солнца и ветра, а иссушенная земля давала скудный урожай.

Мортон и его жена сразу занялись посадкой деревьев и развернули компанию по пропаганде озеленения. Мортон предложил, чтобы граждане Небраски установили день, который будет посвящен озеленению. Он предложил также учредить призы для тех, кто высадит наибольшее количество деревьев. Идея встретила всеобщую поддержку. В течение первого Дня Дерева жители штата высадили около миллиона деревьев.

В 1882 году Небраска объявила День Дерева официальным праздником штата, отмечаемым в день рождения Мортона – 22 апреля. Начиная с 1970 года, праздник получил новое название – День Земли, и в его проведении приняли участие двадцать миллионов американцев. В 1990 году День Земли впервые праздновали в России, включая Владивосток.

 

IIвариант: В 1969 году в США из скважины возле Санта - Барбары вылились миллионы тонн нефти, в результате чего погибло множество птиц и морских животных. В память об этой катастрофе, по предложению профессора Д. Хайса каждый год, 22 апреля проводится День Земли, который с 1994 года объявлен всемирным. В тот год множество обрезков материи с надписями и рисунками было пронесено по нашей планете. Из них составили флаг Земли площадью 660 кв. м , символизирующий единство людей в заботе о будущем планеты и призывающий относиться с уважением к окружающему нас миру.

История Дня Земли началась в 1840 году, когда Дж. Стерлинг Мортон переехал со своей семьей на территорию штата Небраска. Бескрайние прерии с одинокими деревьями, солнце и ветер, от которых негде было укрыться, и иссушенная земля привели Мортона к идее озеленения. Он предложил установить день, посвященный озеленению и учредить призы для тех, кто высадит наибольшее количество деревьев. Так, в штате Небраска появился День Дерева. В 1882 году День Дерева объявлен официальным праздником штата и стал отмечаться 22 апреля в день рождения Мортона. С 1970 года сменилась идея праздника. В 1969 году произошла страшная экологическая катастрофа возле американского города Санта-Барбара. Тогда миллионы тонн нефти, вылившейся из скважин, погубили множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, погибли гектары растительности, была отравлена вода. С тех пор ведущую роль в праздновании стали играть охрана окружающей среды, экологическое образование и экопросвещение. Появилось и новое название – День Земли. Через несколько лет праздник стал всемирным. Начиная с 1990 года, в празднование включились и российские организации.

3 мая - День Солнца

Чтобы привлечь внимание к возможностям использования возобновляемых источников энергии европейское отделение Международного общества солнечной энергии (МОСЭ) (ISES-Europe), начиная с 1994 г., на добровольной основе организовывает ежегодный День Солнца.
Энтузиасты и профессионалы, общественные организации и фирмы по всей Европе организуют различного рода мероприятия, связанные с демонстрацией возможностей солнечной энергетики.

Тема: «Солнце».

Материал: две эмалированные миски с водой, рисунок солнца и дерева, зеркало.

Цель: формировать знания о внешнем виде, цвете, величине Солнца, его значение для жизни организмов. Солнце освещает и согревает живой мир.

Ход занятия:

-Сейчас я вам загадаю загадку: «Светит, сверкает, всех согревает». Как вы думаете, что это? Правильно, это солнышко. Скажите, какое оно: квадратное или круглое? Тёмное или яркое? Какого цвета солнышко? (Жёлтое). Что стоит на подоконнике? (Две эмалированные разноцветные миски). Вот на эту светит солнышко. Потрогайте её, она тёплая или холодная? Кто нагрел первую миску? (Солнышко). Солнышко не только согревает первую миску, но и отдаёт своё тепло растениям и животным. Все видели кошку, которая греется на солнышке? Ей было тепло и приятно? Солнышко своими лучами согревало кошку. Что можно сказать про солнышко, какое оно? (Ласковое, доброе, лучистое).

Солнышко – вёдрышко                                                Солнышко – вёдрышко,

Выгляни в окошечко,                                                   Выйди из-за облачка,

Солнышко, нарядись,                                                   Сядь на пенёк,

Красное, покажись.                                                      Погуляй весь денёк.

(Вместе проговариваем стихотворение).

- Посмотрите, что у нас нарисовано? (Наверху листа крупное изображение Солнца, внизу – силуэт дерева). Что это? (Показывает на солнце, но лучи не нарисованы). Да солнышко. А это дерево. Ему не хватает солнечного тепла. Давайте нарисуем лучи у солнышка, и тогда оно обогреет наше дерево.

1. Игра «Солнышко».

«Солнце встало» - дети пляшут, прыгают и хлопают в ладоши.

«Солнце село» - дети рассаживаются и закрывают глаза.

2. Игра «Солнечные зайчики».

«Посмотрите, как солнечные лучики прыгают с места на место, словно зайчики». – Дети ловят солнечного зайчика.

3. Игра «Сокращение мест обитания».

Материалы: веревка.

 

Предложить детям представить, что они – животные, обитающие в лесу, в реке или в степи – словом, где им захочется. С помощью этой игры вы продемонстрируете, что происходит, когда по какой-то причине место обитания животных сокращается.

Уложите веревку на земле в виде большого круга и предложите «животным» встать внутрь круга. После этого называйте какую-либо причину, ведущую к сокращению места обитания, и уменьшайте круг. Причины могут быть такие: лесной пожар, строительство городских кварталов, загородных домов или заводов, распашка земель, добыча полезных ископаемых, затопление земель при строительстве плотин, вырубка леса, выпас скота и др.

По мере того как круг будет сужаться, «животные» начнут бороться за место в нём. Ведь для того, чтобы выжить, они должны остаться внутри круга. Некоторые будут падать за пределы круга, других будут выталкивать. Закончив игру, можно обсудить с детьми, что произойдёт с животными, если место их обитания сократится.

 

4. Игра «Охотники».

Двое детей берутся за руки. Теперь вдвоем они играют роль охотника. Охотник старается догнать других детей, и если это удается, то пойманный присоединяется к ним. Когда охотников становится четверо, они делятся на две пары и охотятся уже двумя группами. Игра заканчивается, когда все дети становятся охотниками.

 

5. Игра «Кочки».

Материалы: 4 листа бумаги.

 

Представить, что нужно перебраться через непроходимое болото по кочкам.

Вручаем одному ребёнку 2 листа бумаги и другому. Это будут кочки, с помощью которых нужно будет пересечь болотистую местность  (препятствия).

 

6. Игра «Передача энергии».

Взятаться за руки и встать в круг. Передавать друг другу энергию, потихоньку пожимая руку соседа, и это рукопожатие передаётся от человека к человеку по цепочке. Посылаем энергию сначала в одном направлении, затем в другом. Затем посылаем энергетический импульс в обе стороны. Затем приступаем к самому главному – посылаем энергию с закрытыми глазами, а через 10 секунд – в оба конца.

 

7. Физкультминутка «Прогулка по лесу».

- Давайте представим, что мы в лесу.

 

Добрый лес, старый лес!

Полон сказочных чудес!

По тропинке мы пойдём,

Тихо мы в него войдём.

 

- Может быть, нам повезет, и мы повстречаем лесных жителей.

 

Мышка, мышка, серое пальтишко.

Мышка тихо идёт, в норку зёрнышко несёт.

(Дети идут мягким пружинистым шагом, слегка погнув вперёд спину, держа руки перед грудью).

А за мышкой шёл медведь,

Да как начал он реветь:

«У-у! Я вразвалочку иду!»

(Идут вразвалочку; руки, согнув в локтях перед грудью,- «мишка держит бочонок»).

А весёлые зайчата,

Длинноухие ребята –

Прыг да скок, прыг да скок –

Через поле за лесок.

(Делают лёгкие прыжки, руки держат перед грудью со свободно опущенными кистями).

Шуршит змея, шипит змея,

Ползёт, ползёт, старается.

Опасная, ужасная,

Пружиной извивается.

(Плавно изгибают тело, руки поднимают кверху, ладонями друг к другу).

Птички в гнёздышках проснулись,

Улыбнулись, встрепенулись:

«Чик-чирик! Всем привет!

Мы летаем выше всех!».

(Выполняют лёгкий бег врассыпную – «чистят крылышки, машут хвостиком»).

До свидания, старый лес,

Полный сказочных чудес!

По тропинке мы гуляли

И животных повстречали,

Подружились мы с тобой,

Нам теперь пора домой!

 

Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

Подменю