Урок о воздухе «Гость - невидимка»
По материалам архива заповедника Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха, вызвать у детей интерес к воздуху как компоненту неживой природы. Возраст детей: 4-5 лет. Материалы: рисунок планеты Земля в космосе; цветные шарики, пустые пузырьки из-под шампуня, вода в тазах, трубочки, мыльный раствор, резиновый мяч, свеча, гуашь, альбомные листы, трубочки для туши. Ход занятия Воспитатель: Жили – были на свете сестрица Вода, сестрица Земля (почва), братец Воздух и дедушка Солнышко. Все у них прекрасно, когда они вместе: вместе работают и вместе отдыхают. Дедушка Солнышко согревает Землю, растения и животных. Сестрица Водица поливает почву, а вместе с ней и растения, поит и животных и людей. Братец Воздух окутывает нашу планету Землю легким воздушным покрывалом. Под этим теплым воздушным одеялом плещутся синие моря, зеленеют леса, живут животные и люди. (Воспитатель демонстрирует детям рисунок «Земля в космосе») И захотелось мне сегодня пригласить к нам в гости. А братец Воздух, по-моему, к нам не пришел. Как вы думаете, пришел он или не пришел? Дети: Конечно, пришел, ведь мы дышим воздухом. Воспитатель: Что ж, давайте убедимся в том, что братец Воздух находится в нашей комнате. Упражнение по задержке выдыхания Воспитатель: Прикройте ротик и зажмите пальчиками носик. Посидим, помолчим. Кто сколько может. Дети: пробуют сидеть, не дыша. Воспитатель: Я не могу больше. А вы? Тоже не можете? Почему долго не можете сидеть с зажатым носом? Дети: дышать нечем. Воспитатель: так вот оно что! А чем вы должны дышать? Дети: воздухом. Воспитатель: значит, воздух здесь есть. И мы им дышим. Но, видно, братец Воздух – невидимка. Давайте сегодня мы попробуем его обнаружить и даже поиграть с ним! Воспитатель: сегодня братец Воздух принес нам подарки. (Воспитатель выдает каждому ребенку разноцветный шарик). Давайте попробуем ими поиграть. Подбросьте шарики высоко, поймайте их и подбросьте снова. (Дети выполняют задание). Они легкие? Дети: Легкие, воздушные. Исследование воздушных шариков и резинового мяча. Воспитатель: Мне кажется, что в шариках кто-то сидит, кто-то спрятался от нас в этой цветной одежде. Наверное, он хочет выбраться наружу. Давайте выпустим его. Что для этого сделать? Для этого надо развязать веревочки, которыми завязаны наши шарики. Развяжите их. (Дети развязывают шарики). Воспитатель: Что это, что случилось с шариками, они начинают вырываться из рук и смешно летать по комнате. Кто, по-вашему, вырвался из шарика наружу? Или что это? Дети: Воздух. Воспитатель: Теперь понятно, кто прятался в шарике! А как можно ещё найти воздух в комнате? Ведь он прячется не только в воздушном шарике. Вот мой старый резиновый мячик, потрогайте его, нажмите пальцем по мячику и снова отпустите его. Ямка пропадает. Кто-то там сидит и возвращает стенку мячика на место. Кто это? Догадались? Дети: Воздух. Воспитатель: А сейчас мы с вами проведем опыт с пластиковой бутылочкой. Опыт с пластиковой бутылочкой. Каждому ребенку дается пластиковая бутылочка или пузырек из-под шампуня. В комнате стоят тазы с водой. Воспитатель: Как вы думаете, кто живет в пустой бутылке? Давайте опустим бутылочки в воду и посмотрим, что произойдет. (Дети опускают бутылочки в воду). Что это за пузырьки выходят из бутылочки? Дети: Воздух! Воспитатель: Да, верно. Вода проникает в бутылочку, занимает все больше и больше места в бутылочке, и воздух выходит. Скоро внутри бутылочки совсем не останется воздуха. А кто сейчас поселился в бутылочке? Дети: Вода! Воспитатель: Мы убедились, что в пластиковой бутылочке есть воздух. А где еще может быть воздух? Дети: В колесах автомобиля, велосипеда, в мыльных пузырях. Воспитатель: Давайте запустим мыльные пузыри и еще раз поиграем с братцем Воздухом. Как только я скажу «Стоп-хлоп», играть с мыльными пузырями прекращаем! (Дети берут трубочки, опускают в мыльный раствор, пытаются выдуть мыльный пузырик). Наблюдение за движением воздуха. Воспитатель: Итак, братец Воздух находится здесь в комнате, он невидимка, и увидеть его нельзя. А вот узнать о нем, когда он движется, можно легко. Ведь когда невидимка – Воздух начинает двигаться, люди называют его ветром. Ветер бывает теплый и холодный, сильный и слабый. Давайте возьмем в руки «ветрячки» и побегаем по комнате. («Ветрячок» представляет собой палочку, к одному концу которой привязаны тонкие ленточки, длинной около 30 см). (Дети бегают по комнате, ленточки колышутся). Воспитатель: Что заставляет колыхаться ленточки? Дети: Ветер. Воспитатель: А ветер бывает, когда воздух движется, значит, воздух – невидимка здесь, в нашей комнате. Давайте попробуем его еще как-нибудь поискать. Я зажгу свечу, открою дверь. А вы понаблюдайте, что происходит с пламенем свечи. Дети: Пламя свечи колышется. Воспитатель: Почему? Дети: ветер дует. Воспитатель: Так что такое ветер? Дети: Движение воздуха. Игра: «Поиграем с огоньком». Воспитатель: Сейчас я превращу вас в свечки, и мы поиграем с огоньком. Дети расходятся по комнате. Воспитатель: А сейчас я открою дверь, и мы увидим, что сквозняк колышет пламя свечи. Посмотрите внимательно на свечку и повторите движение пламени своими руками, наклоняя их вправо и влево. (Дети выполняют). Воспитатель: Ветерок, подуй, пламя свечи задуй! (Дует на свечу, и пламя гаснет.) (В это время все дети должны замереть. Если кто-то из ребят шевельнется, его свеча гаснет, и он должен опустить руки. К этому ребенку подходит воспитатель и показывает, будто он зажигает его свечку – и ребенок вновь поднимает руки с сомкнутыми ладошками.) Воспитатель: А сейчас я открою дверь, и пламя ваших свечей начнет колыхаться от сквозняка. (Дети вновь начинают двигать руками вправо-влево, показывая движение пламени). Воспитатель: Ветерок, подуй, пламя свечки задуй! (При этих словах воспитателя дети замирают, и игра повторяется 2-3 раза). Исследование: имеет ли воздух запах? Воспитатель (Дует на свечку, которая горела, пока дети играли): Вдохните воздух, чем пахнет? Дети: Горелым. Воспитатель: Это воздух разнес по комнате запах сгоревшей свечки. Сам воздух не пахнет, но может прийти из кухни и принести запах обеда. (Воспитатель открывает дверь, пахнет обедом). Воспитатель: Понюхайте цветок герани (Дети нюхают). Воспитатель: Сейчас воздух побывал в гостях у цветка и принес нам его запах. Воздух-художник. Путешествие в страну «Клякс». Воспитатель: А вы знаете, что братец Воздух еще и художник? Но вам придется помочь ему рисовать. Сначала мы отправимся в страну «Клякс» и научимся ставить кляксы. (Воспитатель показывает детям, как поставить кляксу: 1) Готовится разноцветная тушь или жидко разведенная гуашь; 2) Трубочка одним концом воспитатель опускает в баночку с тушью или гуашью, а другой конец трубочки плотно зажимает пальцем; 3) Трубочку с одним плотно зажимает, концом он вытаскивает, из туши и над листом бумаги убирает палец, которым зажимал ее конец. Тушь, набранная в трубочку, падает на лист бумаги, и образуется клякса 4) Теперь можно поставить пустую трубочку в кляксу, набрать в рот воздух и подуть в трубочку – таким образом клякса раздувается.) (Дети по очереди пробуют ставить и раздувать кляксы на одном большом листе. Получается коллективная работа «Наш гость – братец Воздух».) Воспитатель: Посмотрите, какие интересные рисунки у нас получились! Помог нам их сделать братец Воздух. Ну, разве он не художник! И вы все тоже молодцы. Вместе славно потрудились. Давайте нашу работу прикрепим на стенд. Пусть и братец Воздух вместе с нами посмотрит, какие вы все мастера. Обобщение полученных результатов. Воспитатель: Что вы сегодня узнали о братце Воздухе? Дети: он – невидимка, художник, помогает нам дышать. Воспитатель: А где живет воздух? Дети: в пустой бутылке, в мяче, в воздушном шарике. Воспитатель: Воздух живет везде. А мы смогли бы жить без воздуха? Дети: Нет, мы дышим воздухом. Воспитатель: А есть ли запах у нашего гостя? Дети: Нет запаха. Воспитатель: А с какими запахами дружит воздух? Дети: Запахом цветов. Воспитатель: Воздух легко вбирает чужие запахи. Воспитатель: Давайте все вместе дружно скажем «спасибо» Братцу Воздуху за то, что он пришел к нам в гости, рассказал много интересного о себе и даже помог нам порисовать. Дети: (хором) Спасибо! Воспитатель: Вы можете еще раз полюбоваться на нашу работу. Попробуйте найти свои рисунки на ней.
3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved." |